Список заметок (2)

Чтение художественной литературы

 

Содержание страницы


Чтение художественной литературы

А в чем практический смысл читать художественную литературу? Зачем эти тонны, тысячи, километры рассказов про сплетни, убийства, обманы, романы и судьбы каких-то людей, драконов и пр.? Зачем?

Для меня это юзлесс, потому что могу читать только специализированную или техническую лит-ру.

Update: Внятные аргументы:
  1. Это называется "развлечение" - [info]olga_verro
  2. Ну, если эмоционального опыта от своей жизни не достаточно, приходится пользоваться чужой. - [info]ksniko
  3. Лично для меня это хороший способ отвлечься и переключиться на время в другую реальность. - [info]buneevdm
  4. ну еще грамотность и эрудиция растут от художественной литературы, это если совсем утилитарно к ней подойти - [info]double_elvis
  5. ...возможна ситуация, когда у автора нет строгого и готового ответа на вопросы, которые он задаёт, и в своём художественном произведении он вводит читателя в дискурс. - [info]eterevsky
  6. ...художественная литература служит источником ярких образов. Обращение к ним помогает людям лучше донести свои мысли до других, также знакомых с этими образами. -[info]maleorca

Особенно мне понравился второй :)

Update2: Пользователь [info]zxfun припомнил забавную вещь, которой любят размахивать активные потребители худлита. Это называется "начитанность". Обычно, она (начитанность) преподносится как синоним всеосведомлённости, что выглядит весьма комично :-)
 

Комментарии


предыдущие 
← ctrl
  

[info]olga_verro

8 ноября 2011, 10:10:34 UTC

Это называется "развлечение"

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:19:30 UTC

У меня есть такое подозрение, что худ.лит. это нечто вроде телевизора в печатном виде. Посмотрим, может еще варианты будут.

[info]barsik83

4 месяца назад

[info]olga_verro

4 месяца назад

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]dr_sartorius

8 ноября 2011, 10:10:54 UTC

Вам, роботам, это действительно ни к чему и совершенно юзлесс :)

[info]maria_marabella

8 ноября 2011, 11:37:43 UTC

шикарный ответ)))

[info]markela

8 ноября 2011, 10:10:57 UTC

А затем, чтобы можно было узнать, что специалист подобен флюсу. Но вы этого не знаете, скорее всего

[info]global_disorder

8 ноября 2011, 10:11:01 UTC

фильмы тоже не смотришь?

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:16:38 UTC

Документальные и записи лекций - ОК. Художественные - редко и без особого интереса.

[info]global_disorder

4 месяца назад

[info]solaris74

4 месяца назад

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]langsamer

8 ноября 2011, 10:11:26 UTC

Помнится, у Владимира Леви вычитал: подсознательное стремление к собиранию опыта на тему базовых устремлений - выжить (детективы, боевики), размножиться (любовные романы) и т.д....

[info]whitetrashbudda

8 ноября 2011, 10:16:12 UTC

есть поучительные книги из которых опыт берется

а есть просто макулатура она вроде как и на самом деле не нужна

сам очень редко читаю худ.литературу .препочитаю мемуары или публицистику

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:20:42 UTC

Мемуары или публицистика - ОК

[info]belcantante

8 ноября 2011, 10:18:13 UTC

Сказка - ложь, да в ней намек. Человеку нужны не только технические и практические знания, но и эмоциональный опыт. Именно его можно извлечь из книг и прочих произведений искусства.

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:23:21 UTC

От мемуаров и публицистики эмоционального опыта побольше будет. Кроме того, это реальный опыт, а не чья-то фантазия.

[info]ksniko

8 ноября 2011, 10:23:16 UTC

Ну, если эмоционального опыта от своей жизни не достаточно, приходится пользоваться чужой.

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:25:55 UTC

Второй хороший аргумент. Спасибо.

[info]liberast_rus

8 ноября 2011, 10:23:20 UTC

А в чем практический смысл читать блог Бесполезные вопросы?
Зачем узнавать мнение каких-то людей по вопросам, не имеющим практическое применение? Зачем?

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:28:40 UTC

Флуд

Это не ответ на вопрос.

[info]thaere

4 месяца назад

[info]maria_marabella

4 месяца назад

[info]ja_lo

8 ноября 2011, 10:23:50 UTC

когда своя жизнь бедна на события, то хочется принять участие в чужой, хоть и выдуманной. притом что людям впечатлительным (типа меня) необходимо жестко фильтровать чтиво, а то можно ситуацию в свою жизнь перетащить. раньше чтение худ.литры считалось грехом и церковь это не приветствовала.

[info]genacvale

8 ноября 2011, 11:47:12 UTC

хорошо хоть лолиту запретили

[info]krasnymi

4 месяца назад

[info]apocalypsejrnl

8 ноября 2011, 10:23:54 UTC

То есть вы хотите сказать что стихотворения, песни, сказки, легенды, мифология и прочее, в общем все творческие проявления человека, все что передавалось из поколения в поколение из уст в уста или было записанно на физических носителях это все чепуха? Это все называется культура и без нее конечно можно прожить, но вы превратитесь в робота.
Если же вы отделяете произведения искусства от беллетристики, то поступаете неверно. Это все так или иначе культурные проявления также как например компьютерные игры или банальные матюки на заборах.

[info]kisa_anuta

8 ноября 2011, 10:31:25 UTC

Может быть, автору в детстве не читали сказок?

Я не могу без книжек, да, это дополнительная эмоциональная стимуляция, как и музыка и фильмы

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]youmaydiealone

4 месяца назад

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]bioplant

4 месяца назад

[info]apocalypsejrnl

4 месяца назад

[info]kong_en_ge

4 месяца назад

[info]obscurestupid

4 месяца назад

[info]irma_i

8 ноября 2011, 10:24:54 UTC

передача опыта развития множества ситуаций
передача понятий хорошо-плохо за пределами кодексов

[info]propir

8 ноября 2011, 10:29:14 UTC

Прочитав Джека Лондона можно с большей вероятностью выжить в некотором наборе ситуаций. Плюс начать разбираться в людях немного лучше, сформировать представления о исторической эпохе, языке, обычаях и т.п.

В хороших произведениях главное все-таки не события, а мысли, которые хотел донести автор.

[info]buneevdm

8 ноября 2011, 10:30:00 UTC

Лично для меня это хороший способ отвлечься и переключиться на время в другую реальность.

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 10:38:43 UTC

Окей. Третий хороший аргумент. Спасибо.

[info]solom

8 ноября 2011, 10:30:09 UTC

Вот тут по этому вопросу дан исчерпывающий ответ:
http://chelyabinsk.fm/articles/kultprosvet/596/

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 11:01:34 UTC

За ссылку спасибо. Однако там всё однобоко. Невнятные аргументы прятнуты за уши к тезису "инвестирование в себя". То самое "инвестирование в себя" делается иначе, другой литературой и источниками информации.

[info]solom

4 месяца назад

[info]bellamar

8 ноября 2011, 10:34:58 UTC

Не было б без этого никакой литературы вообще.

[info]iyurik

8 ноября 2011, 10:42:19 UTC

Чтение худ.литературы отгораживает от недовольных взглядов пассажиров в общественном транспорте, которым ты не уступил место.
Ну и если тебя всеже попросят уступить, то можно сказать "Извините, зачитался!" ))

[info]double_elvis

8 ноября 2011, 10:44:30 UTC

ну еще грамотность и эрудиция растут от художественной литературы, это если совсем утилитарно к ней подойти

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 11:09:45 UTC

Четвертый хороший аргумент.

Однако грамотность на 95% зависит от учителя русского языка.

[info]double_elvis

4 месяца назад

[info]krasnymi

4 месяца назад

[info]yukka_

4 месяца назад

[info]borodie

4 месяца назад

[info]quaest

8 ноября 2011, 10:48:08 UTC

В том же, где и практический смысл задавать бессмысленные вопросы.

[info]jean_christophe

8 ноября 2011, 10:55:18 UTC

Возможно, вы удивитесь, но не во всех сферах человеческой жизни следует и можно искать практический смысл. Художественная литература нужна, прежде всего, для души. Но если все же очень нужен практический смысл, он тоже есть. Произведения классиков обогащают словарный запас, повышают грамотность, развивают речь и общую эрудицию.

[info]laidikene

8 ноября 2011, 10:57:48 UTC

Как вариант окунуться в другой мир, пожить чужой, описанной в читаемой книге, жизнью.
Правда это от воображения зависит :)

[info]solaris74

8 ноября 2011, 11:03:40 UTC

Предположу, что смысл чтения художественной литературы в юные годы в том что она помогает сформировать мировоззрение и определить свое отношение ко многим важным вещам. Худлит, это же не только донцова и фэнтези, не так ли? В зрезые годы интерес к художественной литературе тоже может где-то в этой области лежать.

[info]thaere

8 ноября 2011, 18:32:22 UTC

Хорошее и даже плохое фэнтези мировоззрение затрагивает ыщщо как.
Как и Донцова — правда, там и мировоззрение весьма специфическое выходит.

[info]solaris74

4 месяца назад

[info]thaere

4 месяца назад

[info]solaris74

4 месяца назад

[info]thaere

4 месяца назад

[info]bioplant

8 ноября 2011, 11:15:20 UTC

Практический смысл означает, что человек начинает совершать какое-то действие для получения какого-то нужного ему результата. Вряд ли хоть один, беря в руки книгу, стремился таким образом "повысить свою грамотность". Это побочные следствия, а не причины.

[info]trazadone_2010

8 ноября 2011, 11:19:48 UTC

Прямой жизненной необходимости в этом чтении нет. Так же, как ее нет и во всем остальном искусстве. "Всякое искусство совершенно бесполезно" (с).

[info]maleorca

8 ноября 2011, 11:24:37 UTC

См. «катарсис» [1; 2 (определение из энциклопедического словаря по философии под ред. А. А. Ивина)].


  
следующие 
ctrl →

[info]eterevsky

8 ноября 2011, 11:29:22 UTC

Бывает ситуация когда автору легче и удобнее оформить свои размышления и наблюдения в художественном произведении, а не в виде публицистики. Это относится к философии, психологии, социологии, футурологии, этике, морали и некоторым другим дисциплинам. Все они объединены тем свойством, что в них достаточно сложно рассуждать строго и многие принципы более отчётливо оказываются видны на примере вымышленного произведения. Опять же, возможна ситуация, когда у автора нет строгого и готового ответа на вопросы, которые он задаёт, и в своём художественном произведении он вводит читателя в дискурс.

Про эмоции уже писали выше.

Ну и бывает тупо эстетическая цель — сделать что-то красивое.

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 12:29:34 UTC

когда у автора нет строгого и готового ответа на вопросы, которые он задаёт, и в своём художественном произведении он вводит читателя в дискурс

Спасибо за ответ.

[info]maria_marabella

8 ноября 2011, 11:43:43 UTC

одна из граней жизни.
такая же по сути бессмысленная как чтение жж))

[info]genacvale

8 ноября 2011, 11:55:36 UTC

практическую пользу от чтения художественной литературы получают писатели и филологи.
ваш вопрос какой-то бессмысленный.

[info]strashnobabocka

8 ноября 2011, 11:57:41 UTC

А зачем люди в компьютерные игры играют?

[info]ipdipd

8 ноября 2011, 12:12:34 UTC

можно понтануться какой-нить умной и/или красивой фразой, да и просто упоминание какого-нить автора может в некоторых ситуациях, может представить человека в хорошем свете

[info]mister_47

8 ноября 2011, 12:21:39 UTC

1. Читающий перенимает у персонажей поведенческие шаблоны, без которых в жизни ну никак.
2. Чтение художественной литературы - один из способов отвлечься от окружающей действительности и "освежить" мозги.
3. Сугубо практические заморочки, о которых уже написали - повышение грамотности и эрудированности.

[info]chuliganka

8 ноября 2011, 12:27:18 UTC

Разве человек живёт одним практическим смыслом?
Зачем человек слушает музыку? Ходит в картинные галереи? Любуется закатом (рассветом...)?
Почему именно о художественной литературе вопрос? Давайте исключим из нашей жизни всё, что не имеет практического смысла, и станем роботами.

[info]yukka_

8 ноября 2011, 16:40:10 UTC

у всего есть практический смысл. и у музыки и галерей тоже. без смысла человек не делает вообще ничего.

[info]chuliganka

8 ноября 2011, 17:26:21 UTC

Смотря что понимать под словом "практический".

[info]maleorca

8 ноября 2011, 12:47:13 UTC

Помимо прочего, художественная литература служит источником ярких образов. Обращение к ним помогает людям лучше донести свои мысли до других, также знакомых с этими образами. Примеры: Митрофанушка из «Недоросля», государство Океания с его новоязом и двоемыслием из «1984», горящее сердце Данко из «Старухи Изергиль», Шариков из «Собачьего сердца», йеху из «Путешествий Гулливера» и т. д.

[info]obscurestupid

8 ноября 2011, 12:55:21 UTC

Окей. Шестой аргумент. Пример с Шариковым очень хороший, но он тонет в море бумажного мусора и становится исключением.

[info]thaere

4 месяца назад

[info]borodie

4 месяца назад

[info]yukka_

8 ноября 2011, 16:39:15 UTC

как раз вчера об этом думала. из неперечисленного: расширяет понимание разнообразных вопросов и механизмов, и в первую очередь, пожалуй - мотивов других людей; помогает прочувствовать взаимосвязи действительности, на которые прежде не приходилось обращать внимание; дает информацию по той или иной теме в социальном аспекте; дает базу, на основе которой можно впоследствии генерировать свои образы.

[info]zxfun

8 ноября 2011, 19:06:08 UTC

было бы странно, если бы сами авторы художественной литературы не ставили начитанность в один ряд с положительными признаками, преподнося оную, как синоним всеосведомлённости. долгое время так оно и было.

[info]ybey_sebya

9 ноября 2011, 04:48:50 UTC

Конечно, комично тыкать людям в лицо тем, что я прочитал 100 000 книг.
Но еще более комично начитанность высмеивать.

[info]zxfun

4 месяца назад

[info]gekant

9 ноября 2011, 06:08:44 UTC

Начитанность - это знания, приобретённые посредством прочтения большого количества книг. Просто обхохочешься как это смешно, приобретать знания из книг. Уписаться от смеха можно.

[info]zxfun

4 месяца назад

[info]gekant

4 месяца назад

[info]zxfun

4 месяца назад

[info]kazyaffka

8 ноября 2011, 21:52:53 UTC

Польза художественной литературы в развитии образного мышления, креативности, гибкости ума. Художественная литература может создавать модели абсолютно любых событий в абсолютно любых условиях, ты не ограничен ни законами физики ни моралью. Очевидная польза для любого человека в работе которого есть элементы творческого труда, и чем их больше - тем полезнее. Альтшуллер, когда создавал теорию решения изобретательских задач, очень важной задачей для изобретателя считал развитие воображения.
Демон Максвелла, бритва Оккама, кот Шредингера - это чистый вымысел, абстракция, но роль ее в науке достаточно велика. Фейнман в книге "Вы конечно шутите мистер Фейнман" пишет что многие интересные проекты в лаборатории где он работал начинались из чистого любопытства. Из абстрактной идеи не имеющей практического применения, вроде вопросов в этом сообществе.

[info]kawarik

9 ноября 2011, 01:25:22 UTC

имхо

практическая польза в том, что пишешь грамотней и мысли выражаешь понятнее. хотя, зависит от того, какую лит-ру читаешь, орять же... но если читать классику то способуствует увеличению словарного запаса и т.д.

[info]ybey_sebya

9 ноября 2011, 04:12:34 UTC

Простите, не читала комментариев.
Конечно, комично тыкать людям в лицо тем, что я прочитал 100 000 книг.
Но еще более комично начитанность высмеивать.

[info]gekant

9 ноября 2011, 05:53:41 UTC

Формирование и расширение мировоззрения.

[info]10kryl

9 ноября 2011, 06:35:01 UTC

1. чтобы понять что-то о жизни, о себе и других людях.
Люди по большей части очень закрытые существа, общение их сильно ритуализировано. Никто не говорит (а порой и не задумывается) о важном - о своих страхах, надеждах, возрастных психических изменениях, моральных или аморальных трансформациях, о красоте мгновения и пролетевшей мимо жизни. В хорошей литературе все это есть.
2. перспектива 
Это как утопия и антиутопия. В своем жизненном опыте мы практически не сталкиваемся с идеальными состояниями. В литературе описываются идеальная любовь, к примеру. Понимаешь к чему стремиться. Или полное падение со всеми вытекающими - понимаешь, чего опасаться.
3. шаблоны
образ "маленького" человека, "лишнего" человека, манилова, коробочки и т.д. - все это не осознается подавляющим большинством, пока умный человек этого не опишет в худлите. 
4. альтернативный взгляд на вещи
вспомните Керрола или Хармса, японскую поэзию - очень полезно научиться смотреть на мир и вещи под другим углом зрения.

Список можно продолжать, но вывод уже понятен. Художественная литература - всего лишь средство, но очень действенное, потому что непосредственно, быстро и без сопротивления доносит до читателя очень важные обучающие вещи. На примерах, которые близки человеку. Важные именно для развития человеческого в человеке. Можно конечно то же самое и в виде тезисов высказать, но люди обычно не понимают, не удосуживаются задуматься и приходится все разжевывать. А если все подробно описать, но без человеческих примеров - получатся философские трактаты, которые мало кто читает.

[info]obscurestupid

9 ноября 2011, 07:05:44 UTC

Спасибо за развернутый ответ.

[info]northghoul

9 ноября 2011, 08:11:42 UTC

При чтении классического детектива можно попытаться напрячь мозг и вычислить убийцу. Что-то вроде головоломки получается и должно способствовать тренировке мышления.

[info]warcon

9 ноября 2011, 20:35:44 UTC

Смысла для отдельно взятого человека нет, есть "предрасположенность".
Смысл появляется, если посмотреть на общество "в целом".
Технари выполняют свою роль, гуманитарии - свою.

[info]tanda_mif_chgk

9 ноября 2011, 22:46:01 UTC

Но это же интересно!
 

Источник


http://useless-faq.livejournal.com/12205133.html - obscurestupid ([info]obscurestupid) пишет в [info]useless_faq
2011-11-01 22:16:00 в ЖЖ
 

Мои заметки


« было бы странно, если бы сами авторы художественной литературы не ставили начитанность в один ряд с положительными признаками, преподнося оную, как синоним всеосведомлённости. долгое время так оно и было. »

На самом деле, в прошлом так и было.





Заметка добавлена: 25 Марта 2012 (Воскресенье) в 01:36:54
Последнее редактирование: 25 Марта 2012 (Воскресенье) в 07:16:40

Намолотил:
0 Мб. / 0.03 Кб. / 32 Байт - размер данных в поле "text", "desc" и "name" этой заметки.
0.35 Мб. / 357.88 Кб. / 366472 Байт - размер с html
0.01 Мб. / 12.02 Кб. / 12309 Байт - размер без html (только текст)
0.34 Мб. / 345.86 Кб. / 354163 Байт - размер html
(1 байт = 1 символ);
Слов: ~ 1 414 (1 394) без html
~ 29 942 (29 942) - объектов разделенных пробелом в поле "text", "desc" и "name" этой страницы.



Список заметок

1 ) Зачем читать Илиаду
2 ) Чтение художественной литературы