В раннем христианстве термин «христова невеста» использовался для описания связи между душой любого человека и Христом. Женщиной «невеста» стала позднее — в целях укрепления патриархальной власти.
Дайян Элиот из Северо-Западного университета рассказала, что традиционное значение термина «христова невеста» — названия монахини, отказавшейся от всего мирского, — настолько привычно сегодня медиевистам, что довольно сложно представить себе иное. Тем не менее раньше это выражение имело совсем другой смысл. «Одно время термин «христова невеста» был лишь метафорой, не связанной с человеческим телом. И лишь позднее он стал означать деву, посвятившую свою жизнь Богу», — отметила Элиот. Метафора развивалась и видоизменялась на протяжении многих столетий, от поздней античности и до XV века. И на первых этапах трактовалась весьма своеобразно.
Брак с Христом по апостолу Павлу Изначально связь между Богом и Израилем сравнивалась с браком. «Об этом говорит апостол Павел. Сравнивая связь души и Бога с браком, он принимал на себя роль отца невесты и писал: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», — напомнила Элиот.
В этом примере брак между Богом и душой не имеет каких-либо половых отличий. Но затем Павел сравнивал роль Христа с ролью мужа: мужья должны любить своих жен так же, как Христос любит Церковь. Здесь лежит основа будущего значения термина «христова невеста».
Тертуллиан обвинял дев во Всемирном потопе В конце II века раннехристианский писатель Тертуллиан описывал браки между ангелами и женщинами, укрепив, таким образом, представление о девах, которые становились христовыми невестами. Писатель придерживался точки зрения, что небеса и земля во многих точках соприкасались, поэтому существовала возможность половой связи между сверхъестественными существами и обычными людьми.
«Он был одержим шестой главой Книги Бытия, в которой описывалось соитие ангелов и людей до времен Всемирного потопа: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их», — процитировала Элиот.
Тертуллиан утверждал, что девственницы были особыми объектами ангелической страсти и в конце концов именно они несут ответственность за уничтожение человечества. «Это порицание — одно из самых странных проявлений предубеждений относительно девственниц. Он не мог себе представить, чтобы ангелы покусились на замужних женщин, чья плоть, как он писал, уже была осквернена человеческой похотью. Поэтому дев следовало прятать», — отметила Элиот.
Христова невеста по святому Киприану Святой Киприан, ставший епископом Карфагена в 249 году, продолжил традицию христовых невест. Он постановил, что мужчины-аскеты не должны были делить с девами жилые комнаты, рассказала Элиот. Эта практика называлась синейсактизм — когда праведники спали в одной комнате или даже постели с женщинами, не покушаясь на них. Окружающие их за это поносили, однако, так как они были чисты, в дальнейшем надеялись получить от Бога достойное воздаяние за свою скромность и воздержанность.
«Однако для Киприана такая практика тоже представлялась прелюбодеянием. Он писал, что, когда мужчина приходит домой и видит, что его жена лежит вместе с другим мужчиной, он возмущается и даже хватается за оружие. Как же разозлен и возмущен должен быть сам Христос в такой ситуации?» — подвела итог Элиот.
Лишь намного позднее женщины, постригающиеся в монастырь, были окружены почетом. Христовыми невестами называли и женщин любого возраста, которые так никогда и не вышли замуж и остались девственницами.