Меч святого Петра — реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью[1], во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника — Малху. Это происшествие упоминается во всех четырёх евангелиях, хотя лишь одно Евангелие от Иоанна позволяет уточнить имена персонажей. Хранится в музее архидиоцеза (Познань). Точная копия меча святого Петра (работы Богдана Пухальски) хранится в Базилике святых Петра и Павла в Познани.
В то время как воины явились ночью в Гефсиманский сад с целью взятия Иисуса под стражу, лишь один ученик вступился за Господа — апостол Пётр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из пришедших, но Спаситель, даже в предсмертный Свой час, исцелил раба[2]. Применение Петром оружия и реакция Христа послужили основой для дальнейших околорелигиозных светских дискуссий о том, был ли Господьпацифистом[3].
Долгое время большинство историков придерживались мнения, что меч является копией, изготовленной вX веке, хотя исследователи из музея Войска Польского в Варшаве считают, что меч святого Петра вполне мог быть изготовлен в I-м веке нашей эры на окраинах Римской Империи[4]. И в наше время значительная часть исследователей считают меч более поздней подделкой: так учёные из Великого Музея Войска Польского[уточнить] в Познани считают, что меч был выкован в Средние века, а эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Так или иначе вместе с Щербецоммеч святого Петра является самой древней подобной реликвией Польши.
Меч сделан из цельного куска железа, только гарда была выкована отдельно. Его длина составляет 70,2 сантиметра, причём изначально меч был на 1 или 2 сантиметра длиннее. Ширина — до 9,4 сантиметров. На рукоятке меча — отверстие диаметром 0,4 сантиметра и глубиной 10,3 сантиметра. На мече было выгравировано «В начале было Слово»[5].
Сцена, в которой Апостол Пётр отрубает ухо рабу Малху, послужила мотивом для многих произведений европейских живописцев и нередко сопутствует главному эпизоду взятия Христа под стражу[6], а также присутствует в барельефах и росписях многих соборов и храмов, как католических, так и православных. В частности, сцену можно увидеть среди росписей Церкви Фёдора Стратилата[7].
В романе Вальтера Скотта «Аббат» (1820) также упоминается меч Святого Петра[8].