ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ — КАК БОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Сыровежкин Алексей Александрович
студент 3 курса, кафедра СФУ, г. Красноярск
E-mail: AlexioSrv@yandex.ru
Дёмина Нина Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук СФУ, г. Красноярск
Зачастую бывает так, что, даже прекрасно понимая, что человек чем-то болен, ты не понимаешь, чем же именно он болен. Но если ты называешь его больным, то ты должен установить причину этой болезни и объяснить в чём состоит её сущность. Для обозначения современного общества, ценности которого сложились по ходу двадцатого века, очень часто используется метафора Эриха Фромма, «общество потребления», и я смело называю это общество — больным. И целью данной работы является попытка разъяснить в чём сущность этой болезни и в чём её причина. А её актуальность состоит хотя бы в попытке ответить на такие частые вопросы о том, когда же возникло то самое общество потребления и что же плохого в нём? Что же плохого в этой болезни, которую можно охарактеризовать как — стремление к бесконечному потреблению?
В какой-то степени, можно сказать, что та или иная степень культа потребления возникала и возникает в любом обществе, развитие которого позволяет появиться избытку ресурсов. И во все времена избыток и ощущение превосходства над всеми остальными неминуемо приводил к застою и деградации общественных отношений, из-за которой, в конце концов, избыток исчезал, появлялся недостаток ресурсов, враги становились сильнее и общество гибло. Но важно понимать, что ещё никогда в истории человечества гибель не угрожала столь большому количеству людей, ведь современное глобальное общество, по сути, говоря, объединило весь мир, и ещё никогда культ потребления не был настолько силён, как сейчас. Подлинное общество потребления, в котором культ потребления действует для подавляющего большинства людей и ценность обладания материальными благами становится центральной, возникает лишь в двадцатом веке, благодаря объективным причинам, таким как возникновение избытка технологий, ресурсов и товаров, а также субъективным, таким как запланированное устаревание, реклама и кредит.
Производство материальных благ существовало и в традиционном обществе, однако, человек в нем не становился систематическим потребителем. Для этого были принципиальные препятствия, которые были обусловлены системой ценностных установок. Эта система ценностей черпала свои истоки в религиозных доктринах всех крупных цивилизаций. Потребительские идеалы были лишены своей самой действенной побуждающей силы — эгоистической ориентации потребителя. Кроме этого, большинство населения не имело в распоряжении достаточно свободных денежных средств, чтобы регулярно и систематически повышать свои потребительские запросы. Да, и количество товаров и услуг было не сопоставимо с тем выбором, что существует сейчас. Таким образом, общество потребления не могло возникнуть в традиционном обществе.
И лишь в XVI—XVII веках в ряде стран Западной Европы происходят фундаментальные изменения, в совокупности обозначенные как первая модернизация. Суть трансформации, состоит в том, что богатство и состоятельность теперь являются не препятствиями в системе координат традиционных ценностей, а, напротив, маркером «богоугодности». Количественный рост и концентрация населения приводит к качественной трансформации социальной структуры, для которой все более характерно господство масс. Массовые вкусы и массовая мораль начинают видоизменять и усреднять индивида. Массовый человек эгоистичен и безответственен. В 20—30 годы XX века происходит непосредственная подготовка становления общества потребления. Но самые обширные ценностные трансформации происходят в западном послевоенном мире в 50—60 годы XX века. Здесь тенденции «омассовления» приводят к утрате долгосрочных стратегий в пользу кратковременной выгоды. Постоянная ориентация на эгоистическое удовлетворение собственных желаний, связанных с обладанием материальными благами, приводит к утрате ценностных ориентиров. Происходит масштабный процесс символизации потребления на Западе, а также создание идеологии потребления, призванной внедрить потребительские ценности в тонкую ценностную ткань общества. За вторую половину двадцатого века личные расходы на товары и услуги, а проще говоря, на само потребление, во всём мире возросли более чем в четыре раза, достигнув отметки в 20 миллиардов долларов уже к 2000 году. И всем должно быть очевидно, что столь резкий скачок не мог произойти сам по себе — эти идеалы были навязаны обществу. С одной единственной целью — экономической выгоды. И эти идеалы за очень короткий период времени очень сильно преобразили мир.
Не случайно один из крупнейших исследователей данной проблемы второй половины XX века Жан Бодрийяр считал, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита. Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной цивилизации, для которой равно необходимы бедность и войны, преследующие одну и ту же цель — создание уходящих в бесконечность целей для наращивания производства. В то время как сам феномен потребления с философской точки зрения приобретает исключительно знаковый характер — человек начинает стремиться к вещам, которые на самом деле ему абсолютно не нужны, единственная их функция — знаковая. И какие же ценности теперь существует для людей в современном обществе? Исключительно материальные, проще говоря, вся человеческая жизнь, всё человеческое мировоззрение и все ценности скатились лишь до уровня постоянно растущего потребления. Большинство людей уже не волнует практически ничего, кроме самих вещей и статуса, который дают эти самые вещи.
Но, несмотря на всё вышесказанное зачастую доводится слышать о том, что пусть и при наличие некоторых неизбежных минусов, данная модель общественных отношений всё равно является самой лучшей из того, что когда-то было создано, что якобы ничего страшного не происходит, что она дарит человеку подлинную «свободу» выбора, что плюсов в ней гораздо больше, чем минусов, и что именно эта система стала главной причиной того невероятного прогресса технологий, произошедшего в последние десятилетия. Ну, что ж, разберём по порядку эти мнимые плюсы.
Общество потребления возникло в США, и оно неразрывно связано с понятием «демократии», в условиях которой оно и могло появиться. И все, кто верит в подлинную демократию, которая якобы может подарить общественную стабильность, свободу выбора, справедливость, благодаря которой к власти приходят люди, избранные народом, в каждом своём решении прислушивающиеся к воле того самого народа, начинают свято верить и в навязанные идеалы потребления. Но в действительности политика и законы отражают интересы лишь тех же корпораций и банков, а единственная свобода выбора, которая есть у человека — это, что именно ему потреблять, но независимо от своего выбора он в любом случае будет жить и работать на благо производителей. Конечным результатом развития идеологии и психологии потребительства становится то, что цель жизни каждого человека начинает пониматься не как стремление к счастью, любви, внутренней душевной гармонии, а смысл существования человечества — не как социальный и духовный прогресс. Человек превращается лишь в «потребительскую машину». О какой свободе можно говорить, если многие люди на Земле работают столько же, сколько работал человек в эпоху феодализма, причём большинство это делает без какой-то серьёзной необходимости, а только для того, чтобы заработать как можно больше денег и, следовательно, как можно больше потребить на эти деньги? И о какой стабильности можно говорить, когда в любой момент может начаться очередной экономический кризис, когда во всех странах мира продолжает расти инфляция и национальный долг, и когда в любой момент может начаться очередная война за ресурсы? И общество потребления не делает из людей более честных, добросовестных и квалифицированных работников, и не делает товары более качественными, оно лишь учит их жить ради выгоды, и в том числе обманывать, ради выгоды.
Что касается технического прогресса, то важно понимать, что причиной его можно назвать всё, что угодно, но только не экономическую систему, которая на самом деле лишь использует тот самый прогресс, происходящий независимо от неё, ради собственной выгоды. А если у кого-то ещё есть иллюзии на эту тему, то ему будет полезно узнать о том, что такое запланированное устаревание, и о том, что именно благодаря нему, в первую очередь, и появилось общество потребления. Данная идея очень проста и её можно выразить таким образом — больше всего на свете производителю невыгодно выпускать качественный и долговечный товар, который не придётся менять через какое-то время. И с этой целью производители намеренно делают так, чтобы техника через какое-то время выходила из строя или начинала работать хуже, и чтобы одежда была менее прочной и быстрее изнашивалась. И более того, технологии, позволяющие улучшить работу или начать производство гораздо более современных и качественных технических устройств, намеренно игнорируются.
Всем прекрасно известно, что уже давно изобретены автомобили, работающие на альтернативных источниках энергии, но вот только их массовое производство не начинается, потому что это невыгодно нефтяным компаниям, которые в данный момент владеют рынком. Но мало кто знает, например, о том, что ещё в конце девятнадцатого века были созданы электрические лампочки, способные работать десятки лет, что по ходу двадцатого века была изобретена лампочка, способная работать 100000 часов. Но вот только средний срок работы тех лампочек, что продаются в магазине, составляет лишь 1000 часов. И всё это делается специально, прогресс не нужен производителям, если он не приносит им личной выгоды, и ради этого они специально делают свои товары менее долговечными. И неужели кто-то назовёт это нормальным и скажет, что так и должно быть?! Ещё в 50-е годы в США дизайнеры в открытую обсуждали то, как сделать товары менее долговечными, а политики также в открытую говорили, что главной целью национальной экономики является рост потребления товаров. Не образование, не стабильность общества, не счастье людей, не справедливость, не здравоохранение, а исключительно рост потребления товаров.
Ну, а слова о том, что потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию, и вовсе звучат абсолютно нелепо и оторвано от всякой действительности. Попросту говоря, человек, говорящий такое, либо врёт, либо ничего не знает о том, что пропасть между бедными и богатыми странами продолжает расти. О том, что население США, которое составляет лишь 5% от мирового, потребляет 30 % мировых ресурсов. Что вредные производства специально создаются в бедных странах. Что миллионы тонн мусора вывозится в Африку. Что большая часть колтановой руды, которая используется для создания современной электроники, на которой владельцы корпораций делают миллиардную прибыль, добывается в одной из самых бедных стран мира — Конго. В которой люди работают буквально за еду, и в которой вот уже который год подряд ведётся колтановая война, в которой погибли миллионы людей, только для того, чтобы мы могли каждый год покупать новый мобильный телефон, а потом выбрасывать его, потому что он устарел.
По всей видимости, они ничего не знают о том, что США фактически обворовывает большинство стран мира, загоняя их в долги и выкачивая ресурсы, а на тех, кто отказывается добровольно отдавать свои ресурсы они идут войной. И ради чего всё это? Ради роста потребления товаров?! На эту тему есть замечательные слова — в бесконечный рост может верить, либо дурак, либо экономист. И быть может это прозвучит слишком радикально и не совсем по-научному, но я смею утверждать, что у общества потребления нет ни каких плюсов. Единственная причина существования этой система – личная выгода для правящей элиты и руководителей международных корпораций и банков. Для всех остальных, то есть, для 99 % процентов людей на Земле эта система не делает ничего хорошего, скорее наоборот, именно она главная причина практически всех бед современности. Благодаря силе человеческого разума и технологиям, которые появились благодаря нему, экономическая система уже давно могла бы прокормить всё население Земли, обеспечить жизненно необходимыми ресурсами все страны и народы, избавить мир от многих болезней, культа вредных привычек и потребления, но она этого не делает, потому что это не выгодно и это не принесёт роста потребления товаров.
Но всё же самый главный минус состоит в том, что сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности или обе вместе способны уничтожить всю цивилизацию и вообще жизнь на Земле. Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым. В итоге ради того самого бесконечного потребления мы выкачиваем ресурсы, уничтожаем природу, создаём миллионы тонн мусора и ещё больше загрязняем окружающую среду и меняем климат. И всем должно быть очевидно, что за всё это опять же придётся платить не элите, а тем самым 99 %. Учитывая всё это, не может быть ни каких рациональных причин для того, чтобы продолжать этот бесконечный рост потребления. И это во всех смыслах печально — люди во все времена понимали, что достаток развращает, но ещё никогда люди не знали достатка в таких масштабах. Но помимо бегства от свободы, нарушенных ценностей, жизни ради вещей, и превращения человека лишь в машину для потребления, есть и куда более серьёзная проблема — несмотря на увеличение количества всевозможных благ и технологий, сам человек не стал счастливее, а скорее даже наоборот. В погоне за тем самым бесконечным потреблением он становится всё более несчастным.
Возможно слова о том, что общество потребления ждёт неизбежная катастрофа в мировых масштабах, прозвучат слишком пессимистично. Но совершенно очевидно одно — продолжаться вечно этот рост точно не сможет, и поэтому от идеологии потребления, как смысла жизни в любом случае придётся отказаться, причём уже в ближайшие десятилетия, либо добровольно, либо вынужденно. Плюсы от данного отказа очевидны — улучшение экологии, сокращение темпов добычи полезных ископаемых, прекращение войн за ресурсы, прекращение эксплуатации бедных стран и массового голода в этих странах, сокращение количества мусора и всевозможных отходов производства, внедрение самых современных технологий, работающих на благо общества, а не ради выгоды, и наконец, прекращение непрерывной погони за новыми и ненужными вещами, и как следствие, выход из-под власти денег. В противном случае последствия будут прямо противоположными. Всё это даёт повод назвать современный культ потребления самой настоящей «болезнью общества», от которой необходимо избавиться.
Список литературы:
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. — 269 с.
- Ильин В. Общество потребления как форма капиталистического развития // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008
- Ильин В. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995. — 112 с.