«Если он исповедует ислам, не значит, что он должен закончить как преступник»
Адвокат Кадырова приехал в Курган защищать имама, которого судят за комментарий «ВКонтакте»
В Курганском городском суде, где во второй раз слушается уголовное дело несостоявшегося имама Али Якупова, обвиняемого в экстремизме, сегодня прошли прения сторон. При этом выступить в защиту Якупова в числе его адвокатов приехал Саид-Магомед Чапанов, который известен как адвокат главы Чечни Рамзана Кадырова. В ответ на требование прокурора, запросившего для Якупова условный срок, Чапанов и другие адвокаты попросили суд полностью оправдать их подзащитного.
Али Якупова судят за комментарий, якобы оставленный с его страницы в социальной сети «ВКонтакте» и призывающий к уничтожению китайских коммунистов. Гособвинитель в ходе прений напомнил показания свидетеля — секретаря курганского обкома КПРФ Василия Кислицына, который рассказывал о собрании партии, где обсуждали этот комментарий. На нем, по словам Кислицына, коммунисты приняли решение, что комментарий мог послужить причиной для разжигания социальной розни в отношении социальной группы «коммунисты». Показания Кислицына полностью подтвердил свидетель Зырянов.
При этом аргумент свидетеля Аширова о том, что обращение к Аллаху не является призывом к осуществлению насильственных действий, так как только Аллах может принимать решения уничтожать кого-то, по мнению прокурора, не выдерживает никакой критики.
Гособвинитель подчеркнул, что «прикрытие именем Бога при осуществлении преступления совершенно недопустимо», и попросил назначить Якупову наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком на три года.Все четыре адвоката, сегодня выступившие в защиту Али Якупова, в свою очередь попросили полностью его оправдать.
Адвокат Марина Хрущева отметила, что обращение к Аллаху является ритуальным. А если Аллах не является политическим субъектом, то такое обращение не может являться реальным призывом к осуществлению экстремистских действий.
Кроме того, Хрущева указала на ряд нарушений в ходе проверки комментария и проведения экспертизы. У привлеченных к работе экспертов, по ее мнению, не было соответствующего образования и необходимого опыта работы, в связи с чем нельзя использовать заключения экспертов в качестве доказательств правонарушения со стороны Якупова.
Вторая защитница Якупова, Асет Темирханова, полностью поддержала выступление Хрущевой, заявив, что истинный мусульманин никогда не причинит боль ближнему ни словом, ни тем более делом.
По мнению Темирхановой, все обвинение построено на предположениях. Еще в ходе первого судебного заседания суду были представлены доказательства невиновности Якупова. А само уголовное дело появилось лишь после спора в курганской мечети.
Адвокат также отметила, что на повторном заседании все свидетели обвинения признались, что не видели комментарий лично, пока их не вызвали к следователям, так как ни у кого из них даже нет страниц в соцсети «ВКонтакте». Асет Темирханова попросила оправдать Якупова, заявив, что он не мог написать комментарий подобного рода как минимум в силу уровня своего образования.
Третий адвокат заявил, что не понимает, какими нормативными актами и законами руководствовалось следствие в ходе расследования. Он отметил, что даже не установлено, с какого именно технического средства был размещен комментарий, хотя выяснить это с технической точки зрения несложно. А сам факт выхода в интернет не является подтверждением того, что Якупов в тот момент размещал в Сети какие-либо материалы. К показаниям свидетелей обвинения он предложил отнестись критично, особенно — к словам Зиедали Мизробова, с которым у Али Якупова был конфликт, после которого и было возбуждено уголовное дело. «Мизробов был лично заинтересован, чтобы Якупов не был в данной мечети, чтобы Мизробов вернулся на свою должность», — сказал защитник.
Специально прибывший в Курган для участия в судебном заседании адвокат Саид-Магомед Чапанов, взяв слово, сходу заявил: «Мы судим невиновного человека». По его мнению, доказательная база в представленных материалах дела «фактически ничтожна».
«Если он исповедует ислам, не означает, что он уже должен закончить как преступник», — сказал Чапанов, напомнив, что мы все живем в демократическом государстве.Защитник попросил суд вынести оправдательный приговор, также отметив роль свидетеля Мизробова.
«Мизробов — человек, который до настоящего времени, не имея определенной квалификации, занимал пост имам-хатыба. Я кандидат юридических наук. Но когда в университете, где я преподаю, ставится вопрос, кому же все-таки возглавить ту или иную кафедру, я обязан уступить доктору наук, и я с этим полностью согласен. Пришел человек, который в совершенстве знает Коран. И Мизробов должен был просто уступить», — высказал мнение Чапанов.
В ходе прений выступил и сам Али Якупов. Он еще раз подчеркнул, что не писал злополучный комментарий и он написан даже не в его стиле, а до китайских коммунистов, по словам Якупова, ему не было никакого дела. Он отметил, что никто даже не показал ему оригинал записи — он видел только распечатку. «Когда я зашел на свою страницу с другого компьютера, я не нашел никакой записи. Кто же мог это написать, а потом удалить? Я не понимаю. У меня возникает вопрос, кто мог меня подставить?» — сказал Якупов. И выдвинул два предположения, в соответствии с которыми это могло быть на руку либо сотрудникам следственного управления СКР по Пензенской области (ранее в этом регионе Якупова подозревали в призывах к экстремизму, но его признали невиновным), либо тем, кто вместе с Зиедали Мизробовым был недоволен избранием Якупова в качестве имама.
«Да, я был имамом, но это лишь означает быть простым рабочим», — завершил свою речь подсудимый.
Али Якупов выступит в суде с последним словом 24 ноября.
Напомним, в апреле 2017 года Курганский городской суд уже признал Якупова невиновным в экстремизме (по пункту «б» части 2 статьи 282 УК РФ), но позднее областной суд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение.